Как копирайтеру распознать недобросовестного заказчика и с кем лучше не работать

Недобросовестные заказчики встречались каждому, кто профессионально занимается копирайтингом. Распознать их бывает не просто, но вполне возможно. Расскажем о том, как определить лже-заказчика и с кем лучше не сотрудничать.

Основные уловки лже-закачиков

Недобросовестные заказчики встречаются на каждом ресурсе, где копирайтеры ищут заказы. Не будем углубляться и перечислять источники поиска заказов, подробно о них мы писали в этой статье «Что делать копирайтеру-новичку без заказов: основные причины отсутствия заказчиков и работы». Опишем основные уловки, к которым прибегают лже-заказчики для получения бесплатного материала.

Тестовое задание

Самый банальный развод копирайтера на готовую статью – это просьба выполнить тестовое задание. Заказчик может написать, что будет выбирать из нескольких авторов одного и для того, чтобы получить заказ требуется написать небольшую статью. Автор, желая показать свои умения, на первые заказы работает с особым рвением и выдает по-настоящему хороший материал. Обманщик, скорее всего, дождется его выполнения, примет его и даже пообещает оплатить, но, в конце концов, скажет, что материал не подошел.

Заочное согласие на сотрудничество

Некоторые обманщики в поисках бесплатного контента как бы соглашаются на сотрудничество, но с условием, что сделка будет заключена после того, как материал будет готов к отправке. За это время они активно ведут диалог о нюансах сделки, чтобы выманить основные мысли, подход к работе и т.д. В процессе обсуждения такой заказчик может попросить отправить ему некоторые части будущей статьи или весь материал для проверки того, верно ли понимает автор его взгляды. Получив необходимую информацию, заказчик, как правило, теряется.

Оплата после получения материала

На такие условия соглашаются не все, но менее опытные копирайтеры могут попасться на уловку, когда заказчик соглашается оплатить заказ только после получения готовой статьи. После чего, конечно же, пропадет.

Отказ от работы

Некоторые заказчики могут и вовсе согласиться на вполне легальную сделку, даже через биржу, получить вполне неплохой текст и уже после этого отказаться от его принятия, чтобы не платить за него. Конечно, копирайтер может подать в арбитраж, если сделка происходила на какой-нибудь бирже, но не факт, что  будет доказана его правота. Арбитры даже при наличии малейших ошибок в статье могут встать на сторону заказчика, чем последние активно пользуются. Кстати, от ошибок никто не застрахован и автор вполне может остаться без оплаты, а заказчик с готовой работой на руках.

Усложнение ТЗ в процессе работы

Заказчик, желая получить хороший текст, в процессе сотрудничества может несколько раз отправлять заказ на доработку, предъявляя требования, которые не были указаны в условиях к заказу изначально. В итоге за ту же плату заказчик получит все то, что хотел, а автор потратит собственное время на то, что не должен был выполнять. Иногда в ход идут угрозы о добавлении автора в черный список, о написании отрицательного отзыва об исполнителе и т.п.

Условия заказа не соответствует заявленному количеству символов в ТЗ

Заказчик может установить требование о недопустимости написания статьи на  большее количество символов, по сравнению с тем, что указано в описании к заказу. А на практике информации так много, что она превышает указанное количество в несколько раз. Конечно, доплачивают за превышение объема работы не все.

На этом уловки не заканчиваются. Каждый раз обманщики придумывают все новые-новые способы обмана или вспоминают давно забытые старые.

Несколько советов о том, как распознать обманщика?

Распознать обманщиков могут те, кто сам, когда попадался на уловки. Предоставим несколько советов, которые помогут избежать контактов с неблагонадежными персонами и сберегут автору время и нервы.

  1. Не соглашайтесь на выполнение бесплатного тестового задания. Тест предлагают не все. Обычно, если заказчика устраивает резюме, портфолио автора, то с большей долей вероятности он заключит с ним первую сделку с оплатой.
  2. Внимательно просматривайте профиль заказчика. В профиле заказчика непременно должны быть отзывы (лучше положительные), информация о выполненных сделках, высокий рейтинг и т.п. Если «чистый» профиль просит выполнить тестовое, то это явно обман.
  3. Внимательно читайте описание заказа. Заказчик, который ставит четкие требования, указывает ссылки на проект для сотрудничества, подробно описывает условия сделки, скорее всего не станет обманывать. Обманщики обычно обходятся общими требованиями и порой даже понять, что они хотят, бывает сложно.
  4. Не отправляйте статью на проверку, если заказчик говорит, что хочет проверить, так ли понял автор его мысли и желания. Обсудить условия сделки и другие нюансы можно привычным всем способом – разговором.
  5. Не соглашайтесь на отправку готового материала без оплаты.
  6. Не соглашайтесь на выполнение требований, которые не были указаны в условиях сделки.
  7. Внимательно читайте условия ТЗ, чтобы не получить заказ с завышенными требованиями и низкой оплатой.
  8. Не соглашайтесь отправлять личные данные и документы, например, ксерокопию паспорта, данные банковской карточки и другую конфиденциальную информацию.
  9. Не соглашайтесь на сотрудничество через неизвестные, сторонние ресурсы. Лучше работать на проверенных текстовых биржах или биржах фриланса, чтобы не попасть в руки к мошенникам.
  10. Не выполняйте большие заказы. Желательно делить большие объемы на несколько частей и брать оплату за каждую.
  11. Знайте себе цену. Стоит ценить свой труд и свое время, которое вы тратите на написание текстов, поэтому стоит внимательно выбирать заказчика, тщательно анализируя все его достоинства и недостатки.

От обманщиков страдают не только начинающие копирайтеры, но и опытные авторы. Единственная цель лже-заказчиков – получить статью бесплатно и продать ее за деньги. Сотрудничество без договора и предоплаты несет в себе риски быть обманутым. Избежать мошенничества можно, если быть бдительным и внимательным.