Правильное составление ТЗ, для успешного выполнения проекта.

Как правильно составить ТЗ, чтобы заполнить проект?

В основе любого заказа лежит техническое задание. Если вы хотите получить именно тот результат, который планировали – придется потратить время и усилия на его написание. Ведь фрилансер – это человек со стороны, который не знает ваши требования и специфику конкретного проекта, даже если вы сотрудничаете с ним уже продолжительное время. Для успешного написания технического задания необходимо учесть следующие советы.

1. Помните, что грамотно составленное техническое задание должно включать в себя:

  • краткое описание проекта или организации, для которой нужно выполнить работу;
  • технические требования работе;
  • дополнительные требования (например, к используемым цветам или стилю речи);
  • условия сотрудничества, в особенности – сроки работы и ваше участие в процессе.

2. Сформулируйте заголовок, который раскрывал бы суть работы в одном предложении. В идеале, из него должно быть понятно, что именно нужно сделать, для кого и в каком объеме.

Сравните заголовки «создание сайта» или «создание интернет-магазина ювелирных украшений под ключ». Так вам не придется тратить время на отсев тех специалистов, которые делают только лендинги или работают исключительно со строительной тематикой.

3. Разбивайте техническое задание на две части – краткое описание для размещения на бирже и подробное техническое задание, которое будете высылать потенциальным исполнителям. В описании проекта обязательно укажите краткую информацию о деятельности компании и технические требования к работе в цифрах – объем работы, проценты оригинальности, срок исполнения и планируемый бюджет.

4. Предъявляйте лишь существенные требования. Избегайте соблазна написать в техническом задании (а тем более в описании проекта) все требования, которые, как вы знаете, могут быть предъявлены к работе. Например, большинство заказчиков даже не осознают, что такое «заспамленность» или «тошнота» текста, но решают обезопасить себя и включить эти показатели в задание. Помните, что каждый дополнительный параметр – это потенциальное увеличение стоимости работы. Поэтому сосредоточьтесь лишь на том, что для вас по-настоящему важно.

5. Заранее оцените, сколько вы готовы потратить ради достижения результата. Отдавая оценку работы исполнителю, вы рискуете стать жертвой новичка, который при невысокой оплате сорвет сроки и выполнит задачу так, что ее придется переделывать. Или, напротив, вы можете нарваться на опытного исполнителя, который возьмет с вас завышенную плату, когда поймет, что на рынке вы не ориентируетесь.

6. Также четко, как бюджет, нужно планировать потенциальный объем и сроки работы. Во-первых, они должны быть соизмеримыми. Сделать сайт за один день проблематично и уж точно – дорого. Во вторых, еще на этапе согласования обозначайте дедлайн – к какой дате вы надеетесь получить готовый результат. Желательно указывать срок, хотя бы на пару дней меньший, чем вы можете позволить себе на самом деле. Так останется время для доработок, если они будут нужны.

7. Максимально подробно расскажите о себе и самой задаче. Дайте ссылки на официальный сайт компании и ее социальные сети (если заказ сделан для конкретной фирмы), расскажите о своей целевой аудитории, приложите примеры хороших, на ваш взгляд, работ в вашей сфере.

8. Запрашивайте бриф и будьте готовы развернуто ответить на вопросы в нем. Даже если вам кажется, что вы подробно описали все в техническом задании, у исполнителя могут возникнуть дополнительные вопросы.

9. Консультируйтесь со специалистами на этапе составления технического задания. Особенно это касается масштабных и дорогостоящих проектов, вроде разработки приложения или создания интернет-магазина. Пара тысяч рублей, вложенных в помощь грамотного специалиста на этом этапе, поможет сохранить десятки тысяч, которые могут пойти на доработку проекта позднее.

10. Дайте прочитать техническое задание третьему лицу перед публикацией. И попросите рассказать, как он понял, что вам нужно. Помните, что фрилансер будет работать лишь с той информацией, которую вы сами ему дадите – ваши мысли он прочитать не сможет.

Работа с исполнителем на фрилансе, как и любой другой вид делегирования, требует от заказчика подготовки и четкого понимания того, что он хочет видеть результатом работы.